Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [222]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [376]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2017 » Алтынньы » 30 » Якутский "мятежник", опередивший свое время
Якутский "мятежник", опередивший свое время
09:48

Павел Ксенофонтов. Он больше известен как конфедералист-мятежник, выступивший против власти Советов в Якутии. Но было ли так на самом деле?

Личность Павла Ксенофонтова заинтересовала и увлекла меня еще в студенческие годы. Я много размышляла над его идеями и поступками.

В те далекие бурные и мутные 20-е годы ХХ века своими взглядами на устройство новообразованной республики Павел Васильевич Ксенофонтов опередил свое время, его замыслы и идеи актуальны и по сей день.

Семья Ксенофонтовых, одна из известных и состоятельных, образованных и интеллигентных семей своего времени, дала народу саха блестящих и ярких сыновей, оставивших в истории неповторимый и незабываемый след. О семье Ксенофонтовых очень емко и кратко написала доктор исторических наук Екатерина Романова в своей работе «Г.В.Ксенофонтов: миф о странствующем герое»:

«У нас дома хранились старинные фотографии начала века, подаренные моему отцу известным историком Ф.Г.Сафроновым. Мы, дети, часто разбирали и с интересом рассматривали пожелтевшие от времени фотографии разных лет. Отец иногда собирал нас и, разложив фотографии на столе, мог часами рассказывать о каждом, кто был запечатлен на черно-белом снимке. Запомнилось, что это были удивительно красивые, умные и одухотворенные лица. На одной фотографии была изображена целая семья, на обратной стороне - карандашная надпись: «Семья Ксенофонтовых. Сыновья: Павел - юрист, расстрелян, Гавриил - этнограф-ученый, расстрелян, Аркадий - инженер в Москве, убит, Илья зверски избит, умер от побоев, Иван отправлен в Соловецкие лагеря, Константин эмигрировал в Харбин, а затем в Америку, где в скором времени умер». Вот тогда трагедия семьи Ксенофонтовых впервые вошла в мою жизнь…».

Из этой краткой надписи на обороте старой фотографии видно, какими же особенными личностями были братья Ксенофонтовы. И сердце сжимается от мысли, каких людей потерял наш народ, один только Гавриил Васильевич Ксенофонтов чего стоит – блестящий юрист, затем ставший ученым-этнографом, крупным российским сибиреведом, труды которого и в наши дни не потеряли научной ценности.

Но в этой статье речь пойдет о Павле Васильевиче Ксенофонтове – основателе и создателе «Младо-якутской национальной советской социалистической партии конфедералистов».

Павел Васильевич был одним из образованных интеллектуалов своей эпохи. Оказавшись в Москве, сначала учился на сельскохозяйственных курсах, сейчас это Тимирязевская академия, затем закончил юридический факультет Московского университета. Будучи прогрессивно думающим молодым человеком, Павел принял советскую власть, был всецело преданным делу революции. Он, после большевистского переворота, занимал ответственные должности в Москве. Поэтому называть его противником Советской власти никак нельзя. Ксенофонтов мыслил глубоко и широко, и как истинный юрист думал и мечтал о настоящем правовом демократическом и свободном во всех сферах обществе. Этим и он опередил свое время.

В первые годы становления власти Советов Ксенофонтов был командирован на Украину заведующим продовольственной организацией. По возвращении оттуда, он занимал в Москве должность народного судьи и нотариуса. При Якутском представительстве Ксенофонтов выполнял отдельные, возлагаемые на него задания: в 1925 году был командирован во Владивосток для выяснения количества пушнины, захваченной военными отрядами, и принадлежащей разным организациям и частным лицам Якутской республики. Результатом этой поездки было то, что Якутская Республика добилась из казны возврата около 20 тысяч рублей, зачисленных в доход казны, как военный процент, от реализации якутской пушнины. В том же году из Москвы по поручению М.К.Аммосова, через Харбин приехал в Якутск. В Харбине вел переговоры с белоэмигрантами-саха, от имени Правительства ЯАССР приглашал их вернуться в Якутск.

Молодой юрист был умен и талантлив, обладал аналитическим мышлением политолога. Об этом свидетельствуют его работы, в 1927 году написал теоретические труды «Теория и практика ленинской национальной политики», «О международном положении СССР». Однако, по прибытии в родные края, Павел Васильевич не получил соответствующей его призванию и знаниям должности, некоторое время работал фининспектором Наркомата финансов Якутской АССР.

Раздумывая о путях развития «Якутской автономии», Павел Васильевич стал больше размышлять о том, что республика имеет права на большую самостоятельность, на большие права, уже не в рамках Российской, ограниченной Федерации, а на началах Конфедерации. А по огромности занимаемой территории, по неисчерпаемой потенции природных ресурсов, по очень выгодному, с выходом на океаны, географическому положению, она имеет право претендовать на повышение государственного статуса, то есть претендовать на суверенность в рамках всего Советского Союза, в качестве Советской Социалистической Республики.

Каковы же были основные идеи П.В.Ксенофонтова?

• П.В.Ксенофонтов являлся сторонником советской социалистической системы при «авангардной роли пролетарской компартии», но с правом существования «национальной советской социалистической крестьянской партии». Реставрацию капитализма считал безосновательной, поскольку был убеждён, что отсталая национальная республика должна являться исключительно советской. Но при этом был настроен оппозиционно по отношению к руководству Якутской областной партийной организации. Считал, что она механически на местах претворяет в жизнь решения Центра, игнорируя идею В.И.Ленина, что в национальных республиках диктатура партии должна носить не жёсткий характер, как в центре, а мягкий и гибкий. Он ссылался на письмо Ленина председателю Татарского ЦИК Султану Галиеву, что «…компартия в отсталых национальных окраинах не должна быть диктатором и даже педагогом, а только няней».

• Павел Васильевич предлагал внести ряд изменений в Конституцию Якутской АССР. Справедливо считал, что Якутия имеет право на союзный статус как Узбекистан и Туркмения, которые получили данный статус в 1925 году на III Всесоюзном съезде Советов. П.В.Ксенофонтов сопоставлял уровни экономического и культурного развития ЯАССР и Узбекской ССР, которая образовалась из трех автономных республик: Хорезмской, Туркестанской и Бухарской. В Туркестане мусульманская религия не была отделена от государства, и там продолжали работать духовные школы. В Хорезме 60% партийцев являлись торговцами и служителями исламского культа. В Бухаре продолжал действовать суд шариата. Подобное положение объяснялось утверждениями большевиков в начале 1920-х годов о том, что коммунизм и шариат не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. После окончания повстанческих выступлений в Средней Азии, Северном Кавказе и Татарстане большевики в 1922 г. восстановили ликвидированные в ходе боевых действий шариатские суды, вернули мечетям и медресе конфискованное имущество, возродили управление вакфов и т.д. Нарком по делам национальностей И.В.Сталин тогда поддерживал таких лидеров «советских шариатистов», как Бабахан в Туркестане, Расулов в Татарстане, Тарко-Хаджи в Дагестане, Али-Митаев в Чечне, Каткаханов в Кабарде и других.

• П.В.Ксенофонтов апеллировал к Конституции РСФСР 1918 года, где говорилось, что Российская Федерация образуется на основе свободного союза свободных наций, что трудящиеся каждой нации самостоятельно на своих съездах Советов решают вопросы о вхождении в состав России. Также он указывал на Декларацию прав народов России, где имелось положение о равенстве, самостоятельности и праве на свободное самоопределение вплоть до отделения от РСФСР.

• П.В.Ксенофонтов был абсолютно прав, указав, что национальный состав членов ЯЦИКа должен соответствовать в пропорциональном отношении национальному составу Якутской АССР. Пять же членов Совета Национальностей в Москве от Якутии, по его мысли, должны были быть избраны из якутов, поскольку интересы русских, как в Совете Национальностей, так и в Союзном Совете обеспечивались в достаточном количестве. Здесь П.В.Ксенофонтов исходил из того, что в резолюции XII съезда ВКП(б) говорилось, что органы управления национальных республик должны формироваться из «людей местных, знающих язык, быт и обычаи соответствующего народа».

• Павел Васильевич считал переселение из центральных областей страны в республику одной из необходимых мер для культурного подъёма Якутии. Но при этом отвергал осуществление колонизации в ущерб интересам местного населения, то есть за счёт «прирезки» земель, занятых местным населением. Его единомышленники писали, что после 1917 года земельные угодья русских приленских крестьян увеличились за счет якутских скотоводческих хозяйств, не выдерживавших конкуренции с более передовыми русскими земледельческими хозяйствами. Якуты разорялись и превращались в батраков русских кулаков. По мнению П.В.Ксенофонтова, «прирезка» земель нарушала сложившийся вековой уклад жизни местного населения. К тому же хозяйственные и кооперативные учреждения Якутии уступали свои позиции на рынке Сибторгу, РАСО и другим российским торговым организациям. Животноводы и хлеборобы Якутии страдали от высоких цен на промышленные товары. Эти обстоятельства привели П.В.Ксенофонтова к выводу, что для регулирования массового и бесконтрольного наплыва рабочей силы из других регионов страны требуется расширение самостоятельности республики.

Таким образом, вопрос национальный в ЯАССР оказался тесно связан с вопросом аграрным.

• Существенные опасения у национальной интеллигенции Якутии в годы НЭПа вызывала ситуация бесконтрольной раздачи концессий иностранцам на территории республики, в результате которой в местах добычи полезных ископаемых появятся густонаселённые районы. Таким образом, в случае иностранной экспансии коренные жители могли оказаться в положении людей «второго сорта». П.В.Ксенофонтов и его соратники считали, что это приведёт к исчезновению якутов под натиском более культурного «иноплемённого» населения. Данное обстоятельство также подталкивало П.В.Ксенофонтова и его соратников добиваться договорных отношений с Центром и предоставления статуса союзной республики.

• П.В.Ксенофонтов ратовал за постепенную индустриализацию за счет внутренних резервов, без привлечения иностранных концессий, тем самым выступал против сталинских «ударных темпов». Открытие недровых богатств республики геологами и членами академических экспедиций АН СССР встревожило его и стало одной из причин выдвижения вопроса повышения политического статуса Якутской АССР. Он предвидел опасность господства различных ведомств и хотел на равных встретить волну переселенцев, так как без этого, по его мнению, не могло быть и речи об интернационализме. Для обеспечения равноправия предполагалось закрепить за Якутией право самостоятельного распоряжения землями, недрами, водами, лесами. Не имея собственности, Якутия не могла, по мысли П.В.Ксенофонтова, стать свободной. Без конституционного права и признания этого смысл «автономии» сводился к пустой декларативной вывеске.

Стремление получать доходы от добычи полезных ископаемых на территории Якутии имелось и среди представителей местных властей. М.К.Аммосов в 1926 году заявлял, что переданное из республиканской собственности в союзное объединение «Алданзолото» должно выделять 5% добываемого золота Якутии.

• Большое внимание П.В.Ксенофонтов уделял проблемам демократизации советского общества. Он утверждал, что коммунистическая партия умышленно подавляет общественную и политическую активность беспартийной интеллигенции, препятствует созданию благоприятной атмосферы для её участия в советском строительстве. В результате национальная интеллигенция оказалась в роли бесправных, с которыми власти не желают считаться. По мысли лидера будущих повстанцев, без подлинного народовластия и политической свободы личности невозможно было достичь социально-экономического и культурного процветания Якутии. Для решения этих проблем в программе, созданной П.В.Ксенофонтовым, партии будет выдвинуто требование соблюдения прав личности, свободы слова, собраний, печати. Кроме того, предполагалось введение в Конституцию ЯАССР положения об обособлении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Предусматривалось строгое соблюдение подзаконности исполнительной власти. Всеякутскому съезду Советов, согласно идеям П.В.Ксенофонтова, предоставлялось право вынесения недоверия СНК Якутии, влекущее в последующем его отставку. Такая реформа представлялась П.В.Ксенофонтову творческим развитием социалистических идей: если ВКП(б) отделила государство от церкви, то теперь назрела пора отделения государства от партии.

Эти идеи Павла Ксенофонтова являются свидетельством того, каким знающим свое дело юристом он был, как умел ориентироваться в политической сфере того времени, опережая мысли и доводы своих современников, и думаю, что идеи Ксенофонтова не утратили своей злободневности и в наше время.

Первоначально П.В.Ксенофонтов и поддержавшие его беспартийные интеллигенты пытались внести изменения в Конституцию ЯАССР мирным путем. Поэтому западно-кангаласская улусная интеллигенция выставляла самостоятельные списки делегатов на улусные съезды и на окружные съезды Советов, стремясь провести своих представителей. Но в 1925 и в 1926 годах Якутский обком ВКП(б) оказал открытое давление на голосовавших, и число делегатов от Западно-Кангаласского улуса не только не увеличилось, но к 1927 году даже значительно сократилось. Кандидатура самого П.В.Ксенофонтова на окружном съезде была забаллотирована. По приказу из Москвы якутские власти в 1927 году провели массовую чистку органов властей всех уровней от «социально чуждого элемента». Кроме попыток получить статус депутата Совета П.В.Ксенофонтов обращался к членам «беспартийной фракции» В.Н.Леонтьеву и А.Д.Широких на VI Всеякутском съезде Советов с предложением внести поправки в Конституцию ЯАССР. Но представители национальной интеллигенции отказались что-либо предпринимать.

После этих неудач Ксенофонтов принял решение приступить к созданию партии. Поначалу он не хотел создавать никакой политической организации, но его друзья, разделявшие его взгляды, придерживались другого мнения. Вскоре Павел Васильевич сблизился с активным участником повстанческих движений в Якутии в 1921–22 годах, «пепеляевщины», тунгусского движения 1924-1925 годов амнистированным Советской властью М.К.Артемьевым.

По мнению Павла Васильевича, трудящиеся массы лишены элементарного политического права, всякая живая мысль преследуется, «свобода слова и печати для трудящихся... - сказка про белого бычка», «неприкосновенность личности» и «самоорганизация масс... - пустая бумага».

Обращаясь к Якутскому Обкому ВКП(б) и правительству республики, Ксенофонтов говорил, что повсюду «царит полный произвол всесильной административной власти», самым невероятным образом нарушается «революционная законность», Конституция Советской республики превратилась «в клочок бумаги». «Личность трудящегося здесь низведена до положения бесправной скотины. Сотрудники ГПУ и даже милиции вторгаются в Ваше жилище, арестовывают Вас, и административная власть может Вас выслать в Соловецкий концентрационный лагерь».

Ксенофонтов считал обязательным условием защиты прав личности и трудящихся масс разделение исполнительной, законодательной и судебной власти. Закон должен быть поставлен во главе всей государственной власти.

Именно эти мысли заставили опытного юриста встать в ряды повстанцев.

И чем закончилось движение якутских конфедералистов - известно всем. Всего по делу «ксенофонтовщины» было репрессировано 272 человека, из них 128 - расстреляно, 130 - осуждено на различные сроки заключения.

Павел Ксенофонтов был расстрелян в 1928 году в возрасте 38-ми лет и погребен родными в районе Никольской церкви в Якутске. Сейчас неизвестно, где именно. В 2000 году общественность республики приложила усилия для воздвижения могильного памятника, в ограде Никольской церкви установили камень, привезенный с его малой родины. Камень символизирует твердость духа и непоколебимость позиции. Судя по архивным данным, Павла Васильевича допрашивали 15 раз, но он был непоколебим, не отрекся от своих идей о правовом и поистине свободном демократическом государстве.

Так трагически оборвалась жизнь одного из ярких сыновей народа саха.

В итоге хотела бы сказать, что модель «социализма» конфедералистов имела явные социал-демократические черты. А все требования лидера «Младо-якутской национальной советской социалистической партии конфедералистов» являются бессмертным памятником законодательной мысли Якутии, свидетельством очередного этапа становления государственности якутского народа, ярким примером полета свободолюбивой мысли и веры, что когда-либо наступит правовое и демократическое государство, основанное на лучших идеях социализма.

П.В.Ксенофонтов и члены партии конфедералистов были первыми носителями духа национального возрождения, которые восприняли результаты революций как импульс к социально-экономическому и культурному развитию. Но в условиях формирования тоталитаризма попытка предложить альтернативный путь развития своей родины оказалась обреченной на крах и создала повод для расправы со всем поколением национальной беспартийной интеллигенции Якутии.

Варвара КОРЯКИНА,

член Союза писателей Республики Саха (Якутия),

г.Нерюнгри.

Источники:

1. Алексеев Е.Е. О так называемой «ксенофонтовщине» // Илин, 1991 г., №2 - С.27–28;

2. Антонов Е.П. Конфедералисты: «уйти из-под диктата государства». // Советы Якутии. 1993. 6 мая; Речь П.В.Ксенофонтова, произнесённая к повстанческой интеллигенции с разных улусов Якутии (конец 1927 г.) // Илин, 1991 г., №1 - С.19.

3. Вакунов С. Нелюбимое дитя НЭПа // Знание-сила, 1994 г., №2 - С.106.

4. Гоголев З.В. Социально-экономическое развитие Якутии (1917–1941 гг.) // Новосибирск, 1972 г., С.88.

5. Дьячковский И. Еще раз о «ксенофонтовщине» (Список осужденных) // Илин, 1992 г., №2 - С.31.

6. Ланда Р.Г. Мирсаид Султан-Галиев // Вопросы истории, 1999 г., №8. - С.67.

7. Пестерев В.И. Ксенофонтов: герой или бандит? // Молодёжь Якутии, 1992 г., от 12 февраля.

8. Платонов И. Трагическая судьба семьи Ксенофонтовых // Ленские маяки, 1997 г. от 3 декабря.

Category: История, философия | Views: 1528 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Алтынньы 2017  »
БнОпСэЧпБтСбБс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 2
Ыалдьыттар (гостей): 2
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024